РУС
ENG  
сайт Владимира Чистякова
ПОГОДА ЗАВТРА
Днепр: +12 C, облачно, ветер 2 м/с  »
Осиек: +13 C, облачно, ветер 2 м/с  »
Питерборо: +12 C, облачно, ветер 2 м/с  »
Норт-Бэй: +12 C, облачно, ветер 2 м/с  »
Баден-Баден: +13 C, облачно, ветер 1 m/s  »
Лондон: +12 C, облачно, ветер 2 м/с  »                              свернуть
РЕЛАКС-ДИСКИ
В работе:            »
sw/bd221
Platinum digests:    »
dg25
Статистика:        »
всего треков - 2964
  в т. ч. инструментальных - 392
всего исполнителей - 1353
  в т. ч. дуэтов / групп - 129 / 197
  в т. ч. вокалистов-мужчин - 542
  в т. ч. женщин - 491        свернуть


ПАРАД-АРХИВЫ DVD АВТОРИНГ ТЕКСТЫ UNSORTED
... 13 ...


ЧЕМОДАНЧИК

Когда я учился во втором классе, а это были 1962-63 годы, отец уже 11 лет проработал начальником электростанции мариупольского морского порта. И ему тогда предложили двухгодичную загранкомандировку в Южную Аравию. Порт Ходейда в Йемене. По тем временам это было супер-везение. О везении - чуть позже.

Поскольку аналогов ходейдинской электростанции в Союзе было всего два (в Одессе и Мариуполе), то соответственно специалистов с опытом эксплуатации было обмаль и выбор пал на батю.

Йемен, точнее его северная половина (Ходейда была именно там), стала на про-советские рельсы всего за год до этого в результате революции, свергнувшей монархию. А южная его часть - Аден - еще оставалась тогда британской колонией, причем с зоной беспошлинной торговли как порт на кратчайшем пути из Индийского океана в Европу: через Красное море, а далее - через Суэц - в Средиземное.

Вышеупомянутое везение заключалось в нескольких моментах.

Первый - это кардинальная разница в оплате труда инженера в СССР и за рубежом. В Союзе - стране победившего пролетариата - инженер получал вдвое-втрое меньше квалифицированного рабочего. В Йемене же (где работали и египтяне, и индусы, и западные специалисты) командированному советскому инженеру нужно было платить по их стандартам, то бишь втрое больше, чем рабочему.

Второй момент заключался в том, что несмотря на разные политические курсы Севера и Юга граница между ними была условная. Местные купцы привозили в Ходейду из Адена на верблюдах качественные товары самых знаменитых мировых брендов. Свежак из Японии, Европы, Америки, откуда угодно. Лучший по тем временам бытовой магнитофон Gründig был тогда в Союзе лишь у отца и у считанных представителей московской и питерской богемы. Его однокурсники - капитаны и старпомы, регулярно ходившие на торговых судах в Европу - такого себе позволить не могли. Аналогично - фото- и видеокамера, и уйма прочего. Мы ещё несколько десятилетий пользовались качественными товарами, приобретенными родителями в Йемене. Не только гаджетами, но и посудой, одеждой.

Это заметно подняло стандарты жизни семьи. Не только материального уровня, как базиса, но и качественно в целом. Например, сразу по возвращении из Йемена отец нашёл мне очень удачного репетитора английского языка. Хоть батя и был убеждённым коммунистом, но это уживалось в нем с реальным отношением к жизни, при высокой его личной порядочности. До щепетильности. Матушке же вообще удалось остаться беспартийной.

Промывание мозгов в школе, ВУЗе, через телевизор не смогло побороть во мне увиденное своими глазами. Интуитивно чувствовал, что лучше тот строй, где более качественные результаты: удобней одежда и обувь, эргономичней гаджеты. Я вырос патриотом своей страны, но не зашоренным ура-патриотом, не замечающим явное качественное превосходство изделий, сработанных на Западе или в Японии, например.

Третье везение - это круг общения. Командировали тогда в Йемен крепких профессионалов из разных регионов. Родители там подружились и ещё десятилетиями поддерживали отношения с москвичами, питерцами, волжанами, прибалтами. Например повар, 2 года кормивший их в кафешке в Ходейде, готовил для самого Хрущёва во время трансатлантического визита того в США на лайнере "Балтика" в 1960м.

А теперь перехожу к изюмине рассказа. Матушка полетела в Йемен на полгода позже отца. Ей нужно было закончить учебный год как математику старших классов мариупольской школы.

Какой-то аврал на работе в Ходейде не позволил отцу самому встретить её, прилетевшую утренним самолётом. Подбросил маму до жилья более свободный на ту минуту коллега: Александр Сергеевич, но не Пушкин; Мелехов, но не Григорий.

Ожидая мужа с работы (в тропиках работали с 6 до 13 без перерыва, но шесть дней в неделю), она начала распаковывать и распределять свои вещи. И наткнулась под кроватью на чемоданчик, который не смогла даже сдвинуть с места.

Приехавший домой батя рассказал ей, что после йеменской революции 1962 года в Центробанке страны обнаружилось несколько тонн австрийских монет 18 века, одного номинала. И новая власть пустила их в оборот в качестве национального дензнака под названием "йеменский риал". Хотя на монетах были отлиты надписи Thaler и на их аверсе изображена австрийская императрица Мария Терезия. Родителям удалось провезти в Союз пару таких монет 1780 года выпуска. Довольно массивные, серебрянные.

Таки да, в том неподъемном чемоданчике под кроватью была просто отцовская зарплата.

P.S. Позже я докопался уже в интернете, что отцу поведали не совсем ту легенду. Оказывается, исторически так сложилось, что арабы соглашались принимать у европейцев в обмен на свои товары только эти австрийские талеры и их скопилось за столетия в Аравии и Северной Африке огромное количество. Эта серебрянная монета стала популярной валютой в этом регионе еще в 19 веке, ходит там даже сейчас.
То бишь, совсем не йеменские революционеры в 1962 году ввели их в оборот, талеры ходили там задолго до них. Причем, были международным платежным средством.
Кстати узнал, что Австрия продолжала их штамповать с матриц 1780 года еще минимум до середины 19 века именно для расчетов за арабские товары. Общее количество оценивают в 300 миллионов монет.

P.P.S. Слово "dollar" происходит именно от "Thaler". А тот - от слова "Thal" - долина. Серебро для талеров добывали в долинах Богемии.

июль 2023

ПАРАД-АРХИВЫ DVD АВТОРИНГ ТЕКСТЫ UNSORTED
... 13 ...